Прошедшее лето запомнится многим как одно из богатых на релизы модификаций самой разной направленности. Нас встретили как глобальные, заменяющие так надоевший всем сюжет оригинала, так и менее объёмные, но всё равно заслуживающие внимание проекты. К ним относится наш сегодняшний гость из-за рубежа – вторая версия аддона «Misery». О нём и пойдёт речь в нашей рецензии.
Долгий путь к прекрасному
Разработка модификации «Misery» велась уже долгое время. Ранее её первая реинкарнация уже стала предметам нашего рассмотрения в отдельном видеообзоре, где мы рассказали о ключевых особенностях этого «пришельца». Тогда он представлял собой классический мод зарубежных разработчиков, в котором основной сюжет и побочные квесты не подвергались практически никаким изменениям, а основной упор приходился на графическую составляющую. Тогдашняя флагманская «тройка» включала в себя во многом схожие проекты «S.T.A.L.K.E.R. Complete», «Reloaded» и «Misery» и несла в себе все выше озвученные качества. Ранее не виделось особых предпосылок, что одна из этих команд-разработчиков решиться углубиться дальше в дебри «сталкерского моддинга». Однако вскоре стало известно, что в разработке находится вторая версия «Misery», которая грозилась встать на вершину пьедестала среди проектов, сделанных полностью не в странах СНГ.
В ожидании чуда.
Долгие месяцы ожидания скрашивались всё новыми демонстрациями, показывающими, что вторая работа N. Aaroe и коллектива «True zone» будет значительно выделяться на фоне себе подобных. Многие даже не верили, что такое возможно. Тем не менее, релиз состоялся даже без особых отклонений от графика. В итоге автор данных строк специально взял длительную паузу, чтобы как можно лучше познакомиться с этим проектом и описать все его основные преимущества и недостатки.
Осенняя пора
Ключевая особенность «Misery», которая бросается в глаза уже при старте игры – обновлённая графическая оставляющая. Отличия заключаются в совершенно другой цветовой гамме, здесь значительно лучше чувствуется давящая осенняя атмосфера разрушенного мира.
Цветовая гамма и качество картинки – главный козырь «Misery».
Переработке подверглись практически все текстуры, попадающие в поле зрения игрока. Однако замена иконок в инвентаре, переделка визуалов NPC и мутантов – всё это знакомо нам ещё с первой части. Именно поэтому графически «Misery 2» не сильно отличается от своего предшественника. К нашим услугам джентльменский набор из адаптированных «Atmosfear 3» и «Absolute Nature», которые вносят огромный вклад в игровой процесс. Основная проблема заключается в том, что старый по современным меркам движок уже не способен тянуть такую картинку. Именно поэтому даже на самых мощных игровых компьютерах могут возникнуть проблемы с производительностью, а владельцам ноутбуков или устаревших графических ускорителей не стоит даже думать об игре в данную модификацию, либо задуматься о дополнительной оптимизации. Но в таком случае «Misery» просто-напросто потеряет свою главную фишку, которая по сути и «тянет» на себе весь проект.
Красивейший выброс из «AF3» - одна из ключевых особенностей графической части модификации.
Аккомпанирует графике обновлённое звуковое сопровождение, включающее в себя переработанную озвучку оружия, мутантов, окружения и использования предметов, такого как, например, поедание продуктов. Были так же добавлены специальные звуки, случайным образом звучащие при передвижении по локациям.
Новое – хорошо забытое старое
В отличие от своего предшественника, вторая версия «Misery» содержит много интересных игровых особенностей, не связанных с графикой или звуком. В основе своей они не столь значительны и частично связаны с исправлением ошибок «GSC». Теперь ранг NPC напрямую влияет на его модель поведения и набор предметов, которые он имеет при себе или в личном тайнике. Стало возможным вновь обыскивать трупы мутантов и отрезать от них полезные части: снорк может лишиться своего противогаза, а плоть – глаза. Во многих тушках можно поживиться «свежим» мясом, употребляемым в пищу.
Теперь все важные электронные гаджеты должны питаться от батарей через специальное устройство.
Продукты питания в игре разделены на местные и привозные, от этого зависит их качество и полезность для здоровья. Мясо свиньи, прогуливавшейся по Зоне, пропитано радиацией и опасно для здоровья. В тоже время консервы, содержимое которых не контактировало с окружающей средой, вполне съедобны и являются ценным трофеем. Свою роль в игре имеет жажда и пренебрегать ей не стоит.
Мясо мутантов легко найти, но оно может привести к неприятным последствиям для желудка игрока.
Перебалансировке подверглась система торговли и модернизации, так, к примеру, объём вещей, выпадающих с убитых сталкеров не столь велик, а цены на него у торговцев крайне низки. А новая система модернизации и ремонта оружия может легко оставить вас без средств к существованию.
Местные цены не отличаются демократичностью.
Всё это говорит нам о хардкорности игрового процесса, когда игрок действительно будет испытывать нехватку денег, еды и боеприпасов. Именно это вкупе со знакомой нам системой классов игрока отличает «Misery» от других модификаций подобного рода. Пожалуй, именно геймплей, вобравший в себя наиболее важные и интересные улучшения, необходимые оригиналу, является главным поводом хотя бы раз сыграть в модификацию. Однако задержаться в ней всё же смогут немногие.
Закономерный итог опрометчивых действий.
Бочка дёгтя
Оригинальный «Misery», как и схожие с ним проекты, всегда критиковали за одно – отсутствие сколько ни будь значимых изменений в сюжетной части. Исключением не стала и вторая часть, перед нами всё тот же заезженный и вызывающий много вопросов сюжет оригинала. Бравый агент Дегтярёв всё так же бодро собирает сведения об упавших вертолётах, разыскивает пропавших военных и совершенно не заботится о конспирации. Казалось бы, всё прекрасно, но есть одно отличие – на дворе конец 2013-го, а с момента, когда большинство игроков первый раз закончили сюжет оригинала прошло уже четыре года.
Вертолёты, вертолёты уже четыре года подряд.
Именно зацикленность на неглобальных изменениях, по сути, ставит крест на второй части «Misery». Игра просто не способна вызвать значительный интерес по прошествии уже пары часов, во время которых игрок полностью освоиться с ней и закончит любоваться игровыми красотами. Ему останется лишь в несчитанный раз проходить всё ту же историю, ради призрачного фриплея, изменяющего заполнение игровых уровней и дающего ещё немного удовольствия от игры. В такие моменты стоит задуматься, а нужно ли оно?
Новая эпоха
Можно задаться вопросом: а имеет ли смысл сетовать на отсутствие значительных изменений в проекте, который никогда и не претендовал на звание сюжетного? Ведь на соседствующей платформе «Теней Чернобыля» таких модификаций великое множество.
Остаётся надеяться, что сюжетные моменты оригинала скоро останутся в прошлом даже для мододелов.
За время, прошедшее с релиза «Зова Припяти» многое изменилось. Всё больше мододелов задумывались над реализацией чего-то кардинально нового, дабы отойти от старых канонов и создать действительно самобытный и интересный проект. Не всем это удавалось, но сейчас мы можем играть во многие проекты, встречающие нас полноценной сюжетной веткой, новыми локациями и побочными квестами. На этом фоне теряются любые «косметические» изменения, ведь мы играем в игру, а не в графическую демонстрацию.
Дополнительные сюжетные отрезки могли бы как нельзя кстати разбавить тоску от знакомых «рельсов».
Эпоха проектов, подобных «Misery» уже прошла. Возможности дальнейшего улучшения оригинала исчерпаны, и впоследствии мы, возможно, будем вспоминать о таких модификациях как о высшей точке развития, выше которой уже не прыгнуть. Перед нами пример мода как отличной платформы, которой как воздух необходима новая история. Однако перспективы последующей разработки крайне туманны, и, вероятно, «Misery 2» так и останется логическим завершением серии, исправлением прошлых ошибок.