Ещё в 2012 году Чистому небу было уготовано пережить своё второе рождение: выход популярного аддона OGSM 1.8 дал огромный толчок к развитию моддинга на приквел игры. Как АМК Mod для Теней Чернобыля, OGSM стал основной платформой для большинства современных «чистонебовских» модификаций, таких как Hardwar, Время Перемен и Кровавый Закат. Однако сам мод уже давно прекратил своё развитие, и надежд на его возрождение практически не было. Именно поэтому небывалый интерес у игроков вызвал анонс проекта Old Story, ранее известного, как The Very Anarchy Cell, основной целью которого было принятие эстафеты OGSM в сфере воплощения концепции «Того Самого ЧН» и окончательной полировки геймплея. Удалось ли разработчикам воплотить свои планы в жизнь, вы узнаете из данной рецензии.
Вот такой ассортимент теперь у Сахарова. Никаких защитных костюмов, но зато полезные артефакты.
Как и в оригинале, главным героем игры является Шрам, вольный наёмник, который вёл группу учёных через болота. Перед вступительным роликом авторы даже сделали небольшой квест по охране этих учёных во время проведения замеров. И действие нового сюжета не идёт вразрез с оригинальным вплоть до того момента, когда, после пробежки до атакованного форпоста, Лебедев объявляет Шраму, что разрушение его нервной системы в результате выбросов необратимо и жить наёмнику осталось совсем недолго. Да, именно так. Поэтому все дальнейшие действия Шрама будут мотивированы отнюдь не желанием остановить выбросы или спасти свою жизнь, а лишь желанием отомстить тем, из-за кого он оказался в такой ситуации. Весьма спорный сюжетный поворот, никак, впрочем, не отражающийся на дальнейшем действии игры.
Вот теперь это действительно Ашот! Верю!
Не утруждая нас беготнёй по болотам и отстрелом ренегатов, после нескольких «болотных» квестов сюжет забрасывает нас на Янтарь, куда мы отправляемся с проводником, чтобы получить информацию о большом выбросе. Но учёные, как ни странно, знают не больше нас и с другим проводником отправляют нас на Кордон к военным, которые должны были зафиксировать больше данных о выбросе. С этого момента сюжетные изменения становятся ещё более наглядными. Нам больше не придётся участвовать в таком большом количестве перестрелок, как в оригинале: многие сюжетные моменты либо вырезаны из игры, либо упрощены до максимума, дабы игроку не приходилось вновь проходить уже известные сюжетные ветки.
Процесс проникновения в Лиманск был значительно упрощён: нам больше не придётся прикрывать наёмников от бандитов. С другой стороны, игры потеряла один из самых интересных квестов оригинальной игры.
Куда чаще игроку теперь придётся вступать в бои с мутантами, чему поспособствовало перенаселение некоторых локаций. Отдельной похвалы заслуживает Лиманск, где кроме Шрама и двух его напарников не будет ни одного человека – все ключевые точки теперь заняты монстрами разных мастей и степени угрозы. Это не может не радовать: оригинальная битва за Лиманск уже успела порядком надоесть даже самым большим поклонникам приквела. После практически неизменённого Госпиталя идут подземелья Припяти, добавленные ещё в OGSM, но в корне перенаселённые: столкнуться придётся как с бойцами «Монолита», так и со зверьём.
Это не Черноруссия. Это Лиманск!
Одними сюжетными изменениями работа авторов проекта не закончилась. Как уже ранее было сказано, платформой Old Story послужил аддон OGSM, а это означает, что из него перешла основная часть геймплейных наработок, некогда залатавших прорехи оригинала. Но не обошлось и без уникальных наработок. Прежде всего, были приведены в порядок все игровые локации, встречающиеся в Тенях Чернобыля: чтобы ещё более приблизить Чистое небо к первой части серии, были заменены и перемещены многие статичные объекты, например, баррикады, на манер ТЧ. К тому же была почти полностью переработана и оптимизирована погода, имевшая, как известно, немало косяков, а так же заменён ряд оригинальных текстур, из-за чего картинка стала выглядеть ещё красочнее, несмотря на то, что мод не является графическим. Наконец, отдельного внимания заслуживает Арена – некогда вырезанная из игры серия испытаний для проверки вашего умения эффективно бороться с противниками. Она представляет собой полигон, попасть на который можно из главного меню игры. Вас ждёт несколько раундов, в каждом из которых предстоит столкнуться с людскими противниками и мутантами приблизительно одного уровня угрозы. Вы можете обирать поверженных сталкеров, запасаясь патронами, перед боями с монстрами. С каждым новым раундом у вас будет появляться новое обмундирование и медикаменты, а враг будет становиться все опаснее и опаснее.
Арена получилась достаточно обширной, наполненной как различного рода баррикадами, так и естественными природными укрытиями, вроде камней и поваленных деревьев. Нашлось место даже для небольшой кирпичной постройки.
Увы, несмотря на массу сюжетных изменений, сама история вышла весьма непродолжительной. Удаление большинства «завоевательных» миссий привело к тому, что до Лиманска нам придётся столкнуться один на один с противниками лишь в Тёмной долине и в подземельях «Агропрома». Многие территории вообще потеряли былой антураж: Кордон и Свалку можно пройти без единого выстрела. И даже те редкие противники, что встанут на пути наёмника Шрама не представят какой-либо опасности для него. Разжиться неплохим обмундированием получится чуть ли не на Болотах. Не будет проблем и с финансами: выкупив по дешёвке у Сахарова лучший детектор для артефактов в самом начале игры, вы без труда обеспечите себя деньгами до её финала.
У армейских подразделений теперь появилась полноценная база на Военных складах. Это их торговец, и у него странное имя. Можно, кстати, неплохо нажиться, продав ему же всё то, что валяется в его комнате.
Конец игры, разворачивающийся на новой локации «Генераторы», фактически, кат-сцена, оставляющая даже больше вопросов, чем окончание оригинала. После неё нам прокручивают чистонебовский» финальный ролик (странно, почему Шрам всё ещё жив?), а дальше – фриплей! Мы вдруг каким-то неведомым образом перемещаемся из центра Зоны в Рыжий лес и, забыв про месть Стрелку и необратимое разрушение нервной системы, идём отдавать Суслову электромагнитное ружьё!
Вот он, финал! Долгожданный… и непонятный.
Вердикт
Всю игру не покидает ощущение, что авторы чересчур поторопились с выходом своего детища. С одной стороны, все, что было анонсировано и обещано игрокам мы в итоге получили: переработанный сюжет, новая локация, новый старт игры… Был даже ряд приятных мелочей, вроде уникальных моделей для квестовых персонажей или новой амуниции. Но всё это кажется словно сделанным наспех. Обиднее всего, что из игры было вырезано чуть ли не больше сюжетных сцен и миссий, нежели добавлено. И даже участие в войне группировок так и не обрело здравого смысла: отряды по-прежнему не идут на занятие точек, хоть и было обещано исправление такого рода багов. Радует лишь то, что доработка мода продолжается и, возможно, в конечном счёте, разработчики исправят все эти нюансы. Ведь даже сейчас модификация выглядит достойным приемником OGSM, целью которого всегда было расширение рамок привычной игры с сохранением её канонов, что разработчикам Old Story с лихвой удалось.
Сюжет
Значительно переработан, но стал из-за этого короче, сюжетная линия вызывает много вопросов.
8.5
Геймплей
Мод чересчур легко проходим из-за недоработанного баланса игры.
7.0
Графика
Переработка погоды и её успешная оптимизация благотворно сказалась на картинке, изменение ряда текстур объектов, новые модели сталкеров.
8.5
Звук
Кроме непродолжительной озвученной кат-сцены, существенных звуковых изменений не обнаружено.
—
Стабильность
Благодаря оперативному исправлению багов разработчиками, на данный момент мод более-менее стабилен.
7.5
+
—
Переработанный сюжет
Сюжетные неточности
Улучшенная погода
Спорный баланс
Персональная арена
Так и не доработанная война группировок
Новая локация «Генераторы», а так же «Подземелья Припяти» из OGSM
Ряд приятных мелочей, вроде новых моделей сталкеров